История развития Новокинерской средней школы.
  

НКСШ имеет богатую, сложную и интересную историю развития.

Сразу после Октябрьских событий в деревне Новый Кинер в целях ликвидации неграмотности были организованы трёхмесячные курсы. Этим делом руководил Гариф Салихов.

В 1924 году в селе открывается начальная школа. Первыми учителями этой школы стали Вали Хайруллин и его супруга Марьям Хайруллина, Масхут Арсланов и Сара Арсланова. Переход в 1930-1931 учебном году к обязательному начальному обучению привел к широкому распространению образования и росту грамотности в селе.

В 1930 году в целях перехода к семилетнему общему образованию в селе начинает работать школа крестьянской молодежи (ШКМ). Вместе с образованием в этой школе ставилось целью привлечение молодежи к производительному труду в сельском хозяйстве.

В 1935 году, когда деревня Новый Кинер стала центром Кзыл-Юлского района, школа была реорганизована в среднюю.

В 1939-40 годах НКСШ начинает свою учебно-воспитательную работу в двухэтажном новом здании. В строительство этого красивого деревянного здания много сил вложил директор школы Лотфулла Гайнулллин. Учились в НКСШ дети из многих окрестных сел и деревень: Апаз, Пушенгер, Чембулат, Шаши, Кшлау и др. Школа растет, становится самой большой школой района. В эти годы происходит последовательный переход к всеобщему семилетнему образованию и завершается он в 1940-41 учебном году.

В годы войны открывается вечерняя школа сельской молодежи. Подростков, заменивших в полях своих отцов и братьев-фронтовиков, приходилось учить по вечерам. В 1946-48 годах школой руководил Зинннат Ишмухаметов, в 1948-53 годах Усман Бикташев. Нельзя не вспомнить учителей, добросовестно трудившихся над обучением и воспитанием учащихся. Вот они: учитель химии Исхак Ибрагимов, учительница математики Файма Ибрагимова, физик Нурислам Гарифуллин, учитель НВП и физкультуры Габдулхак Галиев, учителя начальных классов Рахима Галимуллина, Сабира Мулюкова, Хатима Багаветдинова, биолог Харира Ибатуллина, учитель труда Галим Хакимзянов, географ Каюм Ягфаров, учитель татарского языка и литературы Фания Халитова и др. В 1945-1984х годах НКСШ окончило 3772 человека.

Истоки рождения школы необходимо искать не только в датах строительства нового здания или изменения того или иного статуса школы, а в конкретных людях, которые претворяют в жизнь основные принципы образования. Такими людьми, на наш взгляд, являются Хасан Назмиевич Сабитов, руководивший школой в 1953-1974 годах, и Рагиб Усманович Халитов, бывший директором в 1975-1985 годах. Под руководством этих опытных руководителей не только окрепла материально-техническая база школы, но сформировались общие концепции её дальнейшего роста. Истоки лучших традиций сегодняшней школы сформировались в ту эпоху. НКСШ по своим показателям качества учебно-воспитательной деятельности встала на видное место среди школ не только в районе, но и в республиканском масштабе.

Огромна роль и заместителя директора по учебно-воспитательной работе Ф.Н.Бигашевой. Фарахшат Нуриевна работала завучем школы в 1952-1982 годах. С чувством большой ответственности к поставленной перед собой задачей, показывая личный пример, бескорыстная и идейная, ответственная к своим обязанностям, готовая к самопожертвованию, творчески одаренная, она вела последовательную работу по внедрению в коллектив передового опыта учителей района, республики, в распространении опыта творчески работающих учителей среди молодежи школы. В эти года школьную пионерскую организацию вела Бадретдинова Альфия Галлямовна. Под её руководством пионеры школы поднялись на высокие рубежи, занимали призовые места в районе и республике на всевозможных соревнованиях. Её воспитанники активно участвовали на пионерских слетах. За неустанный труд Альфия Галлямовна была награждена медалью "За трудовое отличие" и в 1984 году её имя было внесено в районную Книгу Почета. Методист-вожатый, почетный член пионерской организации, Альфия Галлямовна и сейчас приходит на встречи с красным галстуком, своим умом и опытом охотно делится с подрастающим поколением.

В 1975-1995 годах в школе сформировался сплоченный коллектив единомышленников. Часть их работает в школе и по сей день.

Гордость нашей школы - учитель русского языка и литературы Стелла Закиевна Габдрахманова. В 1978 году она была удостоена звания Героя Социалистического Труда, награждена орденами Ленина и Красной Звезды. Р.У.Халитову присуждено звание "Заслуженный учитель РСФСР", а учителю физики, заместителя директора по учебно-воспитательной работе Х.Ф.Габдрахманову - "Заслуженный учитель ТАССР" и "Отличник народного образования РСФСР". Учитель математики К.Н.Нуризянов, учитель татарского языка и литературы Ф.Р.Халитова, учителя начальных классов С.К.Мулюкова и Р.Х.Галимуллина, биолог Х.Г.Ибатуллина, историк С.Г.Назипова, учитель иностранных языков Т.Х.Хайруллина удостоены звания "Отличник народного образования". В начале семидесятых годов в школу пришла группа молодых талантливых учителей. Сегодня эти учителя - ведущие специалисты учебно-воспитательной работы в школе: математик Р.Г.Гатауллин ("Заслуженный учитель Татарстана"), Т.Г.Галимуллина ("Отличник народного образования"), Д.А.Иванова ("Заслуженный деятель культуры Татарстана"), Г.А.Ахметова, Т.Х.Ахметов ("Отличники народного образования"), М.Д.Ахметгалиева (учитель высшей категории) и др.

В 1984-1986 годах школой руководил молодой директор Р.А.Шагиев. Вместе с педагогическим коллективом он усердно работал над претворением в жизнь основных направлений школьной реформы, над повышением качества учебно-воспитательного процесса, улучшением трудового и этического воспитания. В 1986-1990 годах должность руководителя исполнял Ш.А.Валиев. В эти годы практикуется внедрение учебных форм, способствующих повышению самостоятельной и познавательной деятельности учащихся. На уроках широко применяются технические средства, новый научно-технический передовой опыт связывается с производительным трудом.

В 1990-1993 годах школой руководил И.И.Иванов. Он уделял большое внимание организации классов с углубленным изучением отдельных предметов. Учителя стали работать над методической темой "Применение передовых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе". Педагогический коллектив изучает опыт педагогов-новаторов, творчески применяет их в своей деятельности. Адаптивно развивающую учебную технологию первым применил сам И.И.Иванов. Учитель русского языка и литературы М.Д.Ахметгалиева ввела в практику технологию нетрадиционных уроков (пресс-конференции, "Литературные гостиные", круглые столы, устные журналы). Показывая открытые уроки учителям района и республики , выступая в печати ,они распространяли свой передовой опыт в республиканском масштабе .

В 1994-1998 годах школа под руководством Н.Г.Фатыховой работала над темой "Развитие и воспитание личности". Учебно-воспитательный процесс ведется на основе народной педагогики. И.М.Габдрахманова участвует в районном конкурсе "Лучший классный руководитель" (2-ое место), Т.Г.Галимуллина - "Учитель года - 1995" (1-ое место), М.Д.Ахметгалиева - "Учитель года - 1996" (1-ое место), Г.А.Ахметова - "Лучший учитель физкультуры" (4-ое место). По итогам 1996-1997 учебного года школа заняла второе место в Республике.

Среди выпускников Новокинерской средней школы много интересных и знаменитых личностей. Это ученые: кандидат наук Накип Гиниятуллин, доктор математических наук Фарит Байрамов, доктор технических наук Фирдаус Ермаков, кандидат наук Зайтуна Хайретдинова, академик Ансар Фазылзянов; партийные секретари разных районов республики Шамиль Сиразиев, Нургали Сафин, Узбек Закиров, Харрис Зайнуллин, Хидият Ахмадуллин; главный инженер Нижнекамского объединения "Петракам" Габделнур Зарипов, главный инженер акционерного объединения "Тимер", директор Арской нефтебазы Роберт Зарипов; заслуженный врач Татарстана Ханиф Нуризянов; главный врач санатории "Бакирова" Фаяз Ибрагимов; заведующий отделом хирургии Арской больницы Анвар Вафин; заместитель прокурора республики Фарит Загидуллин; писатель Рафаиль Мустафин; поэты Назип Мадьяров и Мустафа Нугман, певцы Гульзада Сафиуллина, Фердинант Фатхи, композиторы Салих Хисматуллин и Ильгиз Баязитов и др.

С 1999 года директором школы работает Т.Х.Ахметов. Он работает с опорой на изучение методов обучения и воспитания в школе XXI века и путей развития способностей одаренных детей. Перед сегодняшней школой новая проблема - освоение информационных технологий и применение их в учебно-воспитательном процессе. Эта технология помогает учителям связать между собой особо значимые педагогическую теорию и педагогический опыт и организовать расширенное изучение новых инновационных информаций.

Школа по подготовке школ к новому учебному 2001-2002 му году заняла II место в районе.

В 2001-2002 учебном году школе присуждено I место за успехи в воспитании и образовании молодого поколения. В 2002-2003 учебном году в конкурсе пришкольных участков школа заняла II место в районе, по состоянию физкультуры и спорта - III место. В истории школы основным принципом оставалось сделать её школой детей. В отношениях с детьми претворялись в жизнь принципы самоуправления, гласности, совместного уживания индивидуального и коллективного труда, различных видов деятельности (умственной, физической, игровой, общественной). Школа стремилась совместно с семьей и общественными организациями стать основным центром воспитания детей. В школе проводятся семейные праздники, детские утренники, встречи с интересными людьми, приглашенными на школьные вечера.

Самое главное в том, что педагогический коллектив един, способен к труду и поискам, талантлив. Единству и собранности коллектива способствует общая творческая атмосфера школы. Школа сегодня в постоянном поиске и движении вперед. Как бы не изменялась школьная жизнь, единица учебного процесса остается той же: учитель и его ученики, воспитатель и воспитанники.

На основе Устава школы обучение во всех классах ведется на татарском языке. В то же время учащиеся обучают русский и английский языки. В школе 22 класса - комплекта. Средняя плотность - 19 учеников на класс. В организации учебно-воспитательного процесса принимают участие 53 учителя и воспитателя. Из них 38 - с высшим образованием, двое - с незаконченным высшим, 13 - со среднем специальным образованием. 18 педагогов - мужчины, 37 - женщин. Самому молодому педагогу 20 лет, самому старшему - 64. Средний возраст педагогов - 39 лет 5 месяцев.

История нашей школы продолжается…

Возврат на главную страницу
Сайт создан в системе uCoz